Конференц-связь: удастся ли сделать Ливию мирной

В итальянском Палермо 12–13 ноября прошла двухдневная конференция по урегулированию конфликта в Ливии. В ней, помимо представителей самой североафриканской страны, приняли участие делегаты из 30 государств, в том числе и России. По итогам переговоров была принята совместная декларация, в которой участники обозначили свои подходы к преодолению ливийского кризиса. «Известия» разбирались, может ли прошедшая конференция дать новый импульс ливийскому урегулированию — особенно в свете демарша турецкого представителя, которым запомнились эти переговоры.

Мирные переговоры: Россия призывает Ливию прийти к соглашению

Премьер-министр Дмитрий Медведев принял участие в международной конференции по Ливии в итальянском Палермо

Пессимистичный оптимизм

Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии Гассан Саламе назвал успешными созванные по инициативе Италии переговоры. По его словам, прошедшая встреча стала «важной путевой точкой в нашей борьбе за мир, стабилизацию и процветание ливийского народа». И на первый взгляд это действительно так.

Участники приняли совместную декларацию, в которой поддержали предложение Саламе провести весной 2019 года выборы в североафриканской стране, а также созвать общеливийскую конференцию, чтобы «воздерживаться от использования силы для разрешения споров, признать принципы и принять график для достижения прогресса в объединении институтов власти». Казалось бы, это и впрямь успех.

В то же время заявления премьер-министра Дмитрия Медведева, который возглавлял российскую делегацию, были куда менее оптимистичными. Он признал, что выполнение достигнутых ранее договоренностей по урегулированию ливийского конфликта буксует.

— Процесс непростой, договориться пока по многим моментам не удается, — указал политик.

Гассан

Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии Гассан Саламе

Фото: REUTERS/Guglielmo Mangiapane

Он также отметил, что о сложности ситуации можно судить «даже по тому, как перемещаются представители ливийской делегации», очевидно, имея в виду желание оппонентов по возможности избегать друг друга.

К тому же переговоры были омрачены тем, что их покинул вице-президент Турции Фуат Октай. В своем заявлении он туманно указал, что «кризис в Ливии не сможет быть разрешен, если некоторые страны продолжат подрывать процесс ради собственных мелких интересов».

Каддафи 2.0

Станет ли сын бывшего ливийского лидера президентом Ливии

При этом Ливия — точно не та страна, где можно закрыть глаза на влияние Анкары. Так что демарш последней — это еще один показатель, по которому можно измерять, насколько успешной была прошедшая конференция и как сложно будет снова собирать страну, которую в свое время с такой легкостью уничтожили.

Территория хаоса

После натовской агрессии в 2011 году и свержения Муаммара Каддафи ситуация в Ливии по-прежнему остается крайне нестабильной. Одна из первых попыток урегулирования конфликта в стране была предпринята международным сообществом в 2015 году. Тогда в марокканском городе Схират при участии основных политических сил Ливии и ряда внешних посредников были подписаны соглашения по преодолению кризиса, которые предусматривали формирование Правительства национального согласия (ПНС) и Президентского совета. Эти две структуры действительно появились, но в их составе оказались в основном представители «Братьев-мусульман» (деятельность организации запрещена в России) и других радикальных исламистских группировок, тогда как другие политические силы фактически оказались не у дел.

ливия

Вооруженные ливийские протестующие занимают свои позиции в городе Брега, 2 марта 2011 год

Фото: Global Look Press

Такое развитие ситуации привело к новому витку ливийского кризиса и политическому расколу, в котором страна находится по сей день. Так, ПНС и Президентский совет, которые возглавляет Файез Саррадж, правят в Триполи, тогда как на востоке, в Тобруке, находится другой центр силы в лице законно избранного парламента во главе с Агилой Салехом Исой. При законодательном органе работает свой кабинет министров, также его поддерживает армия во главе с маршалом Халифой Хафтаром. И если на востоке ситуация относительно стабильна, то в столице периодически вспыхивают масштабные вооруженные столкновения между условно лояльными ПНС формированиями.

Фактор Хафтара

Премьер-министр Ливии Файез Саррадж допустил вхождение своего главного оппонента Халифы Хафтара в кабинет министров

Например, закрытие местного международного аэропорта из-за боев уже стало, в сущности, нормой. Неслучайно один из пунктов принятой по итогам конференции в Палермо декларации призывает «добиваться полного и скорейшего создания новых механизмов обеспечения безопасности в Триполи, основанной на передислокации регулярной армии и полицейских сил с целью замены вооруженных формирований».

Между тем к политической нестабильности и проблемам в сфере безопасности добавляется еще и разгул преступности: в стране процветает торговля оружием, наркотиками и органами.

Кроме того, Ливия, по сути, превратилась в перевалочный пункт для мигрантов со всей Африки, направляющихся в Европу. Беженцев встречают на границе и затем переправляют к Средиземному морю. Естественно, речь идет о сугубо криминальном бизнесе: вынужденные переселенцы выкладывают за такую «услугу» немалые суммы, причем без какой-либо гарантии попасть в конечную точку: кого-то просто бросают в пустыне, а те, кто добирается до побережья, рискуют утонуть во время плавания по морю на небольших лодках.

С миру по плану

«Поддерживаем контакты со всеми ливийскими сторонами»

Замглавы МИД России Сергей Вершинин — о грядущей конференции в Палермо, «астанинском формате» и ситуации в Йемене

Отдельные внешние игроки между тем не оставляют попыток вывести Ливию из состояния двоевластия, и нынешняя конференция в Палермо — далеко не первая из них. Только пришедший к власти во Франции президент Эммануэль Макрон собрал 29 мая в Париже встречу, куда приехали представители двух противоборствующих ливийских лагерей. Итогом тех переговоров стало подписание декларации из восьми пунктов, направленной на преодоление кризиса в североафриканской стране. В частности, в этом документе говорилось о необходимости к 16 сентября этого года сформировать конституционную базу для проведения парламентских и президентских выборов, а само голосование организовать до 10 декабря.

На бумаге это выглядело как первый внешнеполитический прорыв Макрона. Он и сам называл это «историческим успехом». Но многие эксперты уже тогда говорили о невозможности в срок претворить достигнутые договоренности в жизнь ввиду сильнейших противоречий как у самих ливийских сторон, так и у их внешних спонсоров.

палермо

Пленарная сессия глав делегаций государства в Палермо, Италия, 13 ноября 2018 года

Фото: Global Look Press/Gabriele Maricchiolo

Между тем заложенный в парижской декларации принцип об объединении вооруженных ливийских отрядов пытается реализовать Египет. При посредничестве Каира лидеры различных группировок и формирований провели уже несколько раундов переговоров в стране пирамид. На сегодняшний день достигнута договоренность о том, что единая ливийская армия будет состоять из трех командных советов: Совета национальной безопасности, Высшего совета по обороне и Совета общего командования. Чем каждый из них будет заниматься, пока неизвестно. При этом общее руководство войсками должен осуществлять Халифа Хафтар.

США подтвердили отправку спецназа в Ливию

США и ряд других стран размещают в североафриканской стране своих военных под предлогом борьбы с ИГИЛ

Не осталась в стороне и ООН. Назначенный в июне 2017 года спецпосланником генерального секретаря Всемирной организации по Ливии Гассан Саламе в сентябре того же года представил свой план по урегулированию конфликта в стране.

Так, он предложил взять за основу Схиратские соглашения, но после консультаций с представителями парламента и Высшего государственного совета (консультативный орган при ПНС и Президентском совете в Триполи) внести в них некоторые изменения. После этого предполагается созвать общеливийскую конференцию, а затем приступить к подготовке парламентских и президентских выборов. Именно о поддержке этих шагов и шла речь в принятой в Палермо декларации.

Можно и к нам

Что касается России, то она традиционно поддерживает контакты с обеими сторонами ливийского конфликта. Буквально на днях в Москве в очередной раз побывал Халифа Хафтар, который провел переговоры в Минобороны. В свою очередь, делегатов из Триполи чаще всего можно видеть вместе с главой контактной группы при МИДе и Госдуме Львом Деньговым. Заметную роль в этих процессах играет и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, при посредничестве которого неоднократно удавалось вызволять из плена российских моряков, которых задерживали власти в ливийской столице.

Такой подход позволяет поддерживать диалог со всеми и тем самым искать между оппонентами точки соприкосновения, пусть это в нынешних условиях порой довольно непросто. Как отметил в ходе конференции в Палермо Дмитрий Медведев, «мы намерены сделать всё возможное, чтобы на ливийской земле установился прочный мир, а ее трагический опыт миновал другие государства».

Если же более конкретно, то Москва сама готова принять конференцию по урегулированию конфликта в североафриканской стране. Об этом заявил спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИДа Михаил Богданов, который также был в составе российской делегации в Италии.

медведев

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время пресс-подхода по итогам международной конференции по Ливии

Фото: ТАСС/пресс-служба правительства РФ/Александр Астафьев

Россия выступила за сохранение целостности Ливии

— Если они (то есть представители противоборствующих сторон. — Прим. ред.) будут готовы и заинтересованы приехать в Москву все вместе в какое-то определенное время, я думаю, мы будем рады их принять. Никаких проблем нет, главное, чтобы они сами созрели до того, чтобы эти встречи были максимально эффективными не только с точки зрения объявленных результатов, но и с точки зрения реализации тех положений, которые такие документы бы содержали. Главное, чтобы не на словах, а на деле были реализованы договоренности, которые бы позволили восстановить единство страны, обеспечить территориальную целостность и суверенитет ливийского государства, — отметил дипломат.

Но условия для этого явно пока не сложились. И прошедшая в Италии конференция — явный тому показатель: ливийский кризис оброс еще одной декларацией, но оттого едва ли приблизился к завершению. Но, как говорится, попытка не пытка.

Источник: iz.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
datsun-car
Добавить комментарий