Фото: Pixabay
Владельцы независимых заправок (которые не принадлежат крупным нефтяным компаниям) в 40% регионов России жалуются на нехватку дизельного топлива, сообщил РБК президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
«Независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников (крупных нефтяных компаний) мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — сказал он.
Как правило, цены в розницу выше оптовых, потому что включат в себя расходы и прибыль АЗС.
Почему растут оптовые цены на дизель
После резкого скачка стоимости топлива весной 2018 года правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на уровне 30 мая. Нефтяники продолжают удерживать низкие цены на заправках, в то время как стоимость топлива в опте растет с начала сентября.
С начала года по 29 октября зимний дизель подорожал на 21,33% — с 45,56 тысяч рублей за тонну до 57,92 тысяч рублей. При этом 8% роста пришлось на октябрь.
По словам совладелицы сети частных АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерины Савкиной, на нефтебазах крупных компаний «дизеля просто нет уже 10 дней — весь объем отдан на собственные АЗС». Ее заправки вынуждены покупать дизтопливо на АЗС «Роснефти» по 42,45 рубля за литр, а у независимых заправок такое же топливо можно купить за 45,5 рубля за литр.
О независимых АЗС
В России 60% заправок приходится на независимые АЗС — частные и мелкие заправки. При этом автовладельцы предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, которые держат «старые» цены на топливо. В свою очередь независимые заправки, которые не могут снизить цены, теряют клиентов и терпят убытки.
Накануне, 29 октября, вице-премьер Дмитрий Козак признал, что ситуация на топливном рынке находится «на грани».
«Сегодня запасы бензина и дизтоплива имеются в необходимом количестве, просто экспортная альтернатива стимулирует нефтяные компании и нефтетрейдеров экспортировать нефтепродукты, чтобы получить сверхдоходы», — отметил Козак.
Вице-премьер пообещал удерживать цены на топливо в пределах инфляции.
Независимые АЗС попросили разморозить цены на топливо Федеральная антимонопольная служба признала, что в последние недели оптовая цена на дизельное топливо выросла почти до пиковых значений июня этого года. Начальник управления по топливно-энергетическому комплексу ФАС Дмитрий Махонин надеется, что правительству не придется вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
Цены на бензин
- Сильнее всего в 2018 году цены на бензин выросли в апреле-мае, хотя до президентских выборов 18 марта цены на топливо практически не повышались. С января по май прирост составил 7,7% — почти в пять раз больше инфляции на тот же период.Бывший вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что в повышении цен на бензин виновата смена правительства страны. Нефтяники воспользовались «пересменкой» и взвинтили цены.Чтобы бензин подешевел, правительство снизило акцизы на топливо, разрешило вводить экспортные пошлины в 90% на нефтепродукты и установило специальную надбавку к акцизам.После резкого скачка цен правительство также договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на уровне 30 мая. В частности, средняя стоимость дизельного топлива не должна превышать 44,40 рубля за литр, бензина Аи-92 – 42,60 рубля за литр, бензина Аи-95 – 45,90 рубля за литр.В начале июня независимые АЗС сообщили правительству, что к концу года большинство из них разорится из-за заморозки розничных цен на топливо при сохранении рыночного ценообразования. По их прогнозам рынок монополизируется, а цены на бензин вырастут до 100 рублей за литр.Несмотря на это, Россия заняла десятое место в рейтинге стран с самым дешевым бензином — по цене 0,72 доллара за литр. Таблицу возглавляет Венесуэла с 0,01 доллара за литр топлива.
Источник: