Фото: PXhere
Суд Европейского союза утвердил окончательное требование, адресованное Польше, — немедленно приостановить действие нового ее нового судебного законодательства, предусматривающего понижение пенсионного возраста для членов Верховного суда.
Суть реформы
До вступления в силу нового пакета законов судьи ВС Польши выходили на пенсию в 70 лет, а теперь должны заканчивать работу в 65 лет.
Это изменение обеспокоило Евросоюз, поскольку оно обязывает 27 из 72 судей, включая председателя Верховного суда, покинуть посты в связи с выслугой лет.
Кроме того, по новым законам министр юстиции Польши получил право увольнять судей и предлагать на их места новых кандидатов.
Реакция Евросоюза
В Брюсселе опасаются, что новое законодательство усилит влияние правящей партии и премьер-министра страны на судебную систему, подорвав ее независимость.
Еврокомиссия сначала инициировала санкционную процедуру в отношении Польши, а затем подала на нее в суд Евросоюза иск о «подрыве принципа независимости судебных органов». Этот суд 19 октября обязал Варшаву приостановить проведение реформы судебной системы.
6 ноября председатель Европейского совета Дональд Туск признал вероятность Polexit — выхода Польши из состава ЕС по аналогии с Великобританией (Brexit). «Ситуация, на мой взгляд, очень и очень серьезная», — сказал он, добавив, что между Брюсселем и Варшавой возникли серьезные разногласия по поводу польской судебной реформы.
Ответ Польши
17 декабря президент Польши Анджей Дуда утвердил внесение поправок в новое судебное законодательство, чтобы привести его в соответствие с требованиями Евросоюза. Его указ позволяет 22 судьям Верховного суда, отправленным на пенсию по условиям нового закона, вернуться к работе. Среди них — три зампреда ВС.
Ранее польский МИД, комментируя претензии Еврокомиссии, называл предъявленные ею требования необоснованными. Во внешнеполитическом ведомстве отметили, что понижение пенсионного возраста судей Верховного суда не противоречит европейскому законодательству.
Премьер-министр Матеуш Моравецкий также исключал возможность внесения изменений в закон и последующей корректировки судебной реформы. По его словам, Варшава имеет право проводить реформы, исходя исключительно из своих внутриполитических интересов.
Источник: